
Арт-кинозал
Lumière / Люмьер
Романс и романтизм. Эти два понятия очень близки. Романс — по сути романтическая художественная песня (art song), положенная на музыку элегия. Для романса крайне важно таинство камерности восприятия. Романс сродни лаковой миниатюре: те же тонкость и изящество ручной выделки, тот же загадочный и непостижимый свет, который излучает художественная работа мастера…
Романс не ограничивается привычной вокальной внешней формой: существуют и инструментальные романсы, в т. ч. и среди шедевров мировой классической музыки. Да и в танцевальном искусстве вполне можно выделить понятие танцевального романса.
Продолжая аналогию, романс возможен и в сфере киноискусства. Очевидно, что здесь важна не только камерность в противовес симфоничности, но и метр должен быть коротким: небольшой фильм-зарисовка, в котором представлена своя драматургия. На заре кинематографа сотни 50-секундных миниатюр Луи Люмьера и сформировали ключевые идеи и принципы мирового киноискусства.
Франция | История синематографа братьев Люмьер

В нашем арт-кинозале будут регулярно представляться избранные кармен-фильмы (фильмы-романсы), созданные на основе отечественной классики кино. При монтаже из базового фильма выделяются, как правило, два главных героя, и драматургически создаваемый фильм-романс экранизирует соответствующий романс/песню, следуя за их сюжетной линией.
Причём это не просто короткометражная экранизация поэзии. Стихотворение предварительно облекается в музыкальную форму (чаще эрмитажная музыка), пропитывается ею, достигает зрелости романса и лишь тогда экранизируется.
Кармен-фильм есть художественная экранизация конкретного музыкального произведения — романса, песни, инструментальной композиции или их ассоциативного набора. Законченная художественная миниатюра. Музыка здесь выступает не пассивной декорацией, но активной драматургической основой. Под которую и создаётся экранизация. Путём монтажа из готовых кинолент. Музыка перестаёт быть просто музыкальным сопровождением кинофильма. А сама ведёт за собой кинокадры и даже диктует драматургию. То, что долгие годы исповедовал Микаэл Таривердиев.
Демонстрация кармен-фильмов с живым исполнением могла бы принципиально изменить концертную деятельность. И позволила бы вернуться во времена тапёров 1920-х, когда Д. Д. Шостакович проходил ту непростую школу живого слияния магии музыки и кино. Но уже на качественно ином уровне. И с приоритетом именно музыки и высокого поэтического слова.
Кармен-фильмы не стоит воспринимать как непременный монтаж из готового киноматериала. Их можно снимать с нуля. Полноценно. Как особую форму короткометражек.
Кармен-романс | А. Блок. Твое лицо — Руслан Богатырев

Александр Блок | Твое лицо
- Твое лицо
/ муз. Игорь Двуреченский, сл. Александр Блок, Руслан Богатырев
/ аранж. Олег Князев
/ исп. Руслан Богатырев
/ кармен-композиция: Руслан Богатырев
/ кармен-романс на основе инструментальной пьесы Игоря Двуреченского.
/ кармен-фильм: на основе фрагментов из фильма «Моонзунд» (Ленфильм, 1987).
/ в гл. ролях: Олег Меньшиков и Людмила Нильская.
/ Эрмитажная музыка. Текст кармен-романса создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из трёх стихотворений Александра Блока:
• Старик (1902), из цикла «Стихи о Прекрасной Даме (1901—1902)»
• Твоё лицо мне так знакомо (1908), из цикла «Разные стихотворения (1904—1908)»
• Мы шли на Лидо в час рассвета (1903), из цикла «Распутья (1902—1904)».
Припевы написаны отдельно со стилизацией под Александра Блока.
ТВОЕ ЛИЦО
Смотрю на бледный цвет осенний,
О чём-то память шепчет мне...
Но разве можно верить тени,
Мелькнувшей в юношеском сне?
Лицо мне так твоё знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой,
И твой спокойный взгляд под тихою луной,
Где в вечности горят звёзды над тобой.
Опять вьюги да снега
Белой пеленой замели следы...
Смотри, словно жемчуга,
В лунной синеве дремлют две звезды.
И птица, эта чайка-дева
Легко парила и плыла
В волнах влюблённого напева,
Которым ты во мне жила.
Ты во мне жила, ты во мне жила,
Ты во мне жила, жила...
Опять вьюги да снега
Белой пеленой замели следы...
Смотри, словно жемчуга,
В лунной синеве дремлют две звезды.
Кармен-романс | В. Набоков, А. Блок. На закате — Руслан Богатырев

Владимир Набоков, Александр Блок | На закате
- На закате
/ муз. Александр Суханов, сл. Владимир Набоков, Александр Блок
/ аранж. Сергей Каминский
/ исп. Руслан Богатырев
/ кармен-композиция: Руслан Богатырев
/ кармен-фильм: на основе фрагментов из фильма «Пассажирка» реж. Станислава Говорухина (Мосфильм, 2008) по одноимённому рассказу К.М.Станюковича (1892).
/ в гл. ролях: Алексей Коряков и Анна Горшкова.
/ Кармен-романс Кармен-романс: композиция стихотворений «На закате» (Владимир Набоков, 1935) и «Ты из шёпота слов родилась» (Александр Блок, 1903).
У Александра Суханова есть замечательный романс «На закате». Полностью написанный на стихи Владимира Набокова. Я добавил в него небольшую вставку из Александра Блока и изменил музыкальную форму. Вставка следует принципу флорентийской мозаики, старинной техники итальянских мастеров, техники инкрустации картин и предметов интерьера драгоценными и полудрагоценными камнями.
Для экранизации были выбраны фрагменты того же самого фильма «Пассажирка», что и для кармен-романса «Белые крылья» на стихи Николая Гумилева. Получилась дилогия Серебряного века (грация и сила) с теми же главными героями рассказа Станюковича: безмятежная нежность Александра Блока и Владимира Набокова и рыцарское бесстрашие Николая Гумилева.
НА ЗАКАТЕ
На закате, у той же скамьи,
Как во дни молодые мои,
На закате, ты знаешь каком,
С яркой тучей и майским жуком,
У скамьи с полусгнившей доской
Высоко над румяной рекой,
Как тогда, в те далёкие дни,
Улыбнись и лицо отверни...
Ты из шёпота слов родилась,
В вечереющий сад забралась...
С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя лёгкая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест лёгких шагов у прудов,
И тревожной бессонницы прочь
Не прогонишь в прозрачную ночь.
Как тогда, в те далёкие дни,
Улыбнись и лицо отверни...
2018-2021
Арт-альбомы