
О театре
Carmen Arte
Русский романс в танцевальных ритмах Европы и Латинской Америки.
Романс во всех его ипостасях. В свете истории русского драматического театра эпохи модерна, а также артистических кабаре и кафе-шантанов Серебряного века. В силуэтах и образах Венеции и Петербурга.
Отличительная особенность сайта проекта — архитектура необычного театра выстраивается по выверенным лекалам шедевров зодчества России и Италии. Что позволяет погружать зрителей в исторические глубины потрясающих творений человеческого гения.
Добро пожаловать в наш скромный театр Carmen Arte, где в уютной обстановке мы будем представлять своё творчество в сфере музыки, кино и театра.
В онлайн-версии он следует традициям дореволюционных увеселительных садов Москвы и Петербурга, а также идеям зодчества всемирных выставок, в частности, ВДНХ: единый парк культуры и отдыха с разнообразными тематическими павильонами. Куда хочется возвращаться. Вновь и вновь...

Театр русского романса... Иммерсивный театр лирических сновидений, драматический театр пластики голоса и музыки. Новая форма музыкального театра, в котором сценическим пространством является сама музыка, а голос и музыкальные инструменты — конкретные персонажи зримого спектакля. Музыка как акустическое и ментальное зодчество жизни и мира.
Театр Carmen Arte в музыкальном и звуковом пространстве развивает богатые традиции итальянского театра Commedia dell Arte, лежащего в основе всего европейского театрального искусства. В идейном плане театр Carmen Arte продолжает традиции трёх крупнейших новаторов искусства: Александра Блока (поэзия и драма), Всеволода Мейерхольда (театр), Микаэла Таривердиева (музыка).
Иммерсивный театр — модный термин, появившийся с подачи англичан: театральная группа Punchdrunk п/р Феликса Баррета, спектакль «Sleep No More» (2003) по мотивам пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира.
Термин произошёл от английского слова immersive (характеризующийся глубоким вовлечением, погружением в действие, реальность, искусственную среду).
Новое, как известно, — хорошо забытое старое. Корни иммерсивного театра восходят к античным мистериям. Как подметил Л. Н. Толстой в беседе с Вс. Э. Мейерхольдом (1905), богослужения — это театральные представления. Но погружение совершенно необязательно должно быть связано с действием. Оно может быть ментальным.
Иммерсивный театр Carmen Arte — погружение зрителя через личностное восприятие звукового пространства: музыки и слова. Акустическая иммерсивность. Подчёркнутая вырожденность действия. Зритель сам ментально воссоздаёт заданные сценарием художественные образы. Подобно тому, как это происходит при чтении книги (зрение) или прослушивании радиоспектакля (слух). Но здесь в отличие от книги и радиоспектакля сохраняется живая визуализация исполнителей-актёров и доминирует именно музыка: гармония и ритм. Слово же — поэтическое и прозаическое — выполняет подчинённо-мелодическую роль.
Hermitage Arte Фойе Коломбины. Эрмитажные вечера. Русский романс.
Carmen Arte Фойе Пьеро. Кармен-романс Серебряного века.
Shanson Arte Фойе Арлекина. Арт-шансон русской эмиграции.
Arte Rusa Фойе Гвидона. Боголюбовские вечера. Русские песни и песнопения.
Teatro Arte Фойе Стентерелло. Беседы о театре и кабаре Серебряного века.

АНТИЧНОСТЬ & ЭРМИТАЖНОСТЬ
С театром Carmen Arte ассоциируются три понятия :
- кармен-искусство ;
- MeloVerso ;
- кармен-романс .
Кармен-искусство — новое направление, тесно связанное с эрмитажной музыкой, музыкой природы и тишины. Кармен-романс — романс-монолог с возвышенным поэтическим словом — призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. Это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали.
Кармен… Это слово восходит к античности. Именно так — кармен (carmen) — именовали стихотворную форму, гимн, заклинание, прорицание в Древнем Риме. Поэтические произведения античности (Горация, Вергилия, Овидия, Апулея) исполнялись чаще хорами в сопровождении щипковых инструментов (кифары, лиры, тригоны).
Кармен — выразительное, мелодически окрашенное, возвышенное поэтическое слово, обращённое к Небу. Возрождение кармен-искусства античности сегодня находит своё воплощение в кармен-романсах и кармен-фильмах.
MeloVerso. Вокальное исполнение в стиле MeloVerso (ит. melodia + verso; мелодия + стихи) — дальнейшее развитие идей выдающихся режиссёров и музыкантов Серебряного века:
♦ директора Императорских театров, директора Русской консерватории в Париже князя С. М. Волконского (выразительное слово) ;
♦ основателя Государственного института музыкальных наук, профессора Императорского Московского университета Л. Л. Сабанеева (музыка речи) ;
♦ музыкального руководителя Студии Вс. Э. Мейерхольда, профессора Московской консерватории М. Ф. Гнесина (музыкальное чтение) .
MeloVerso. Музыкально интонированное выразительное слово: не пение, не речитатив и не мелодекламация. Именно MeloVerso было положено Русланом Богатыревым в основу исполнения духовных романсов и кармен-романсов на стихи поэтов Серебряного века (Carmen Arte).
MeloVerso находится на стыке музыки и театра: этот стиль требует, с одной стороны (музыка), качества тембра, звукоизвлечения, музыкальности, чувства ритма, а с другой (театр) — выразительности речи, точной эмоциональной окраски, проникновенности, молитвенности высокого слова.
Кармен-романс — одно из направлений интеллектуальной музыки, развитие бардовской песни в сторону слияния русского романса, русского шансона и латиноамериканской песни на основе лирической поэзии Серебряного века.
Кармен-романс имеет в разы более высокую насыщенность и вес слова, чем песня или традиционный романс. Здесь нет припевов. Здесь нет заигрывания с публикой. Здесь нет самолюбования. Только искреннее поэтическое слово. И созерцательная эрмитажная музыка…
Кармен-романсы и эрмитажная музыка, напоённые изяществом поэзии Серебряного века, помогают различать и улавливать тончайшие оттенки безмолвного хрустально-чистого мира. Помогают нам постигать глубину Неба и слушать мудрость тишины…
Кармен-романсы продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного светлой лирической музыкой.

МИСТЕРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР
В основе мистерий лежит античность. Аполлон и Дионис… Два главных эллинских божества. Противоположные силы, с которыми живёт человечество и которые непрестанно борются друг с другом. Как проповедовал Ницше, покоривший многие умы Серебряного века, дуальность любого искусства, две его движущие силы — «аристократические» сновидения Аполлона и «варварский» реализм Диониса.
Аполлон: подлинная жизнь как обманчивое покрывало сновидений. Утончённость, изящество, высота духа… Но это иллюзии. Этот солнечный бог околдовал человека, дав ему «анестезию» гармонии. Ни бездн, ни ужасов реального мира. Светозарность вечности.
Дионис: варварский, дикий бог, который вторгается в царство безмятежности и душевной гармонии. Вечно страдающий и воскресающий. Его буйное исступление рождает новые миры. В нём и заключена истинная сущность жизни. Он касается души человека, застывшей в ужасе перед бездной. Человеку открывается новый путь к преображению, к первоединому бытию. В человеке возникает сверхприродное. Он пророк, бог и властелин…
Из письма Александра Блока Зинаиде Гиппиус (1902): «Мне иногда кажется, что несмотря на внешнее опошление современного театра стоит актёру иметь талант, чтобы сейчас запахло литургией. И даже в самой закулисной личности актёра иногда заметна священная черта, какое-то внутреннее бескорыстие и глубокая важность, медлительность и привычка быть королём, жрецом… и немного пророком».
Мистериальный театр… Идея такого театра будоражила и вдохновляла Всеволода Мейерхольда. Буквально сразу после того, как он в 1902 г. принял непростое решение покинуть любимую сцену. Сцену лучшего театра мира первой половины XX века — Московского Художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Ещё летом 1905 г., работая в Театре-студии при МХТ, Мейерхольд вместе со Станиславским решили создавать новый премьерный спектакль по пьесе Метерлинка именно так, чтобы в его основе лежали богослужение и идея нежной мистерии грёз. Осенью 1905 г., в самый разгар революционных событий в Москве, Мейерхольд принимает решение ехать в Ясную Поляну. За советом «к мудрому старцу». Из беседы со Львом Николаевичем Толстым (26 ноября 1905 г.). Толстой: «У греков все драмы были религиозные. Были мистерии… Обедни — это тоже театральные представления». Мейерхольд излагает Толстому свою идею театра для широкой аудитории, практически народного театра. Театра мистериального. Отвечающего заветам мистерий и символизма Вячеслава Иванова и Александра Блока. Мудрый старец идею поддерживает, благословляет. И сразу по возвращении в Москву Мейерхольд решает закрыть свой Театр-студию при МХТ и с труппой переехать в Петербург…
В одном из писем в июле 1905 г. Мейерхольд раскрыл суть своего понимания мистериального театра: «Спектакль Метерлинка — нежная мистерия, еле слышная гармония голосов, хор тихих слёз, сдавленных рыданий и трепет надежд. Его драма больше всего проявление и очищение душ. Его драма это хор душ, поющих вполголоса о страдании, любви, красоте и смерти. Простота, уносящаяся от земли в мир грёз. Гармония, возвещающая покой».
В противовес театру психологического реализма, исповедуемого Станиславским, Всеволод Мейерхольд ратует за возврат к театру античности, к театру масок, к Комедиа дель Арте, к театру мистерий. В его понимании театр — аполлиническое сновидение, наброшенное, как покров, на мир дионисийского безумия. Ключевым связующим элементом театрального действия в трактовке Мейерхольда является музыка — слышимая и неслышимая. Именно она формирует и упорядочивает всё театральное пространство. А сама драматическая речь должна подчиняться законам и канонам музыкального искусства. Основным сподвижником и помощником Мейерхольда в этом был Михаил Гнесин.
В 1908 г. последний директор Императорских театров В. А. Теляковский делает неожиданный и смелый шаг — ставит Мейерхольда главным режиссёром всех императорских театров Петербурга — Мариинского, Михайловского, Александринского. Во главе столичной оперы, балета и драмы. Поневоле идея мистериального театра Мейерхольдом была предана забвению и частично возродилась в необычных формах лишь на излёте Российской Империи и уже в годы Советской России.
Портреты
Портретное фойе