Электротеатр

Художественный

Первые демонстрации картин Луи Люмьера в Москве были организованы французским импресарио Раулем Гюнсбургом 4 мая 1896 г.: днём на пробном показе в Театре Солодовникова (Оперный театр Зимина, театральный зал Частной русской оперы Саввы Мамонтова) и вечером того же дня на первом публичном киносеансе при открытии театра в саду «Аквариум» (Петербург), в антракте оперетты Виктора Роже «Альфред-паша в Париже». Рауль Гюнсбург занимался и продвижением молодого Фёдора Ивановича Шаляпина.

На протяжении 1896 и 1897 гг. кратковременные киносеансы проходили в увеселительных московских садах «Эрмитаж» и «Гейтен» (московский сад «Аквариум»), а также в Манеже, Театре-варьете Омона, Театре Фёдора Корша, доме Фальц-Фейна на Тверской, цирке Альберта Саламонского и Паноптикуме Т. В. Боцва (передвижной музей восковых фигур).

Первым же в столице синематографом, который предназначался в основном для демонстрации кинематографических лент, стал «Электрический театр» в Верхних Торговых рядах (ныне ГУМ). «Электрический театр» проработал всего год, и затем больше ста лет в здании самого большого магазина страны фильмов не показывали — вплоть до открытия здесь современного кинозала. В 1903 г. в газетах появилось сообщение об открытии 1 января в Театральном проезде в доме Хлудовых «Нового электрического театра». Вскоре в Москве появился ещё один кинотеатр: «Электро-космографический театр»: Неглинный проезд, дом Ганецкой, против Петровских линий.

К зимнему сезону 1903/1904 гг. владелец этого кинотеатра М. А. Аксюк решил закрыть свой синематограф, а владелец «Нового электрического театра» охотно уступил ему своё синема. Так вместо него появился «Электрический и механический театр». Примерно в эти же дни на Петровке на втором этаже старого особняка Матвеевой открылся ещё один кинотеатр: «Электрооптический театр». При театре был оркестр бальной музыки и чайный буфет. 4 февраля 1904 г. москвичи из газет узнали, что на Тверской, напротив магазина братьев Елисеевых в доме Сазиковых, открылся «Биографический театр». 7 ноября 1904 г. в доме Бахрушина рядом с кофейной Филиппова открылся «Граммофизиоскоопофон». Почти одновременно с ним 6 ноября на углу Лубянки и Рождественского бульвара у Сретенских ворот в доме Малюшина открылся «Электрический театр». Через неделю — 14 ноября 1904 г. — открылся «Новейший электрический синематограф» на Тверской в доме Саввинского подворья. В середине ноября 1904 года в пассаже Солодовникова (при выставке открытых писем, акварелей и картин) рижским мещанином, фотографом Александром Розенвальдом был открыт «Синема-театр». После закрытия выставки и театра Розенвальд открыл там же синематограф «Кинофон», а ещё позже «Одеон».

Летом 1905 г. на Страстном бульваре в доме князя Горчакова в небольшой комнатке на 50 человек появился кинотеатр лемзальского мещанина К. И. Алксне. Свой синематограф он назвал «Электротеатр Карла Ивановича Алксне». Быстро разбогатев, Алксне арендовал для своего театра роскошные помещения в особняке Чижова на углу Тверской и Страстного бульвара, со зрительным залом на 160 мест. Называться он стал «Современный электротеатр». В июле 1906 г. Абрам Гехтман, московский мещанин, ювелир, открывает на Арбате на втором этаже дома Бобовича электротеатр под названием «Большой Парижский». Синематограф был рассчитан на 225 мест. Дела у Гехтмана пошли хорошо и вскоре он открыл ещё один электротеатр — на углу Пятницкой улицы.

В феврале 1907 г. на Сретенке на втором этаже дома купца Н. И. Юрасова, предприниматель И. П. Хазов открыл театр «Гранд-электро». В 1907-1908 гг. было открыто ещё много новых синематографов: Д. П. Конев открыл электротеатр в своём доме на Краснохолмском шоссе, дворянин А. Н. Крокос имел свой театр в собственном доме на углу Б. Серпуховской (Б. Полянки). И. Д. Алатырцев стал хозяином театра «Зеркало жизни» на углу Дорогомиловской улицы. Амалия Гензель владела кинотеатром «Модерн» в здании отеля «Метрополь». К. Ю. Эрнст в 1907 г. приобрёл один из первых синематографов в Москве, что находился на углу Петровки и Кузнецкого моста (позже здесь находился кинотеатр «Мефистофель»). Осенью 1907 г. С. М. Шустрова открыла в доме Киреевой кинотеатр «Гранд-Плезир»; второй её театр был на Старой Басманной. В конце 1907 г. шведская подданная Д. А. Лидваль открыла в здании пустовавшего театра варьете «Буфф» на углу Садовой и Тверской улиц электротеатр «Буфф». Весной 1908 г. на углу Охотного ряда и Театрального проезда А. Е. Флоренская открыла электротеатр «Континенталь». В 1908 г. в доме церкви Св. Троицы на Грязях у Покровских ворот находился театр «Волшебные грёзы», принадлежавший М. Н. Ниссен.

Наконец, 10 ноября 1909 г. в газете «Русское слово» появилось историческое сообщение: «Сегодня 10 ноября в 5 часов пополудни последует открытие «Художественного электротеатра» на Арбатской площади…» Владельцем нового театра стал московский мещанин Роберт Альбертович Брокша.

В 1913 г. масштаб зодчества кинопоказов существенно увеличился. В доме В. И. Скворцова на Большой Ордынке Фаврикодорос и И. И. Дроздов открывают электротеатр «Кино-Палас» на 805 мест с 28 ложами на балконе и пятью в партере. 23 ноября 1913 г. А. А. Ханжонков открывает свой кинотеатр на 1500 мест на Триумфальной площади. 6 декабря 1913 г. на Серпуховской площади Абрам Гехтман совместно с П. С. Антик, Д. С. Дубиновский, Б. Г. Задерман — кинотеатр «Великан» на 2000 мест.

По учётным данным, в Москве на 1911 год насчитывалось 55 кинотеатров, а к предвоенному 1913 г. — 107.













В нашем кинотеатре мы знакомим вас с шедеврами и позабытыми картинами, в которых раскрывается атмосфера, жизнь, нравы и идеалы целого столетия русской словесности: эпоха Пушкина, Достоевского, Чехова, Горького — Золотой и Серебряный века русской культуры. Преимущественно, это мелодрамы, различные экранизации классики русской литературы. Но будут иные фильмы. В том числе и зарубежные. Все они имеют то или иное отношении к жанру русского романса: романтическая сказка, волшебные грёзы, мечты и сновидения.




«Художественный» — один из старейших кинотеатров мира, открытый в Москве в 1909 г. Здесь проходили важнейшие премьеры, показывали первые звуковые и цветные фильмы. Именно в этом кинотеатре (тогда он назывался 1-й Госкинотеатр) 18 января 1926 г. состоялась премьера шедевра мирового кинематографа — фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин».

Оригинальным названием кинотеатра было «Художественный электро-театр», но по официальным документам он значился как «Синематограф Брокша». Первоначальное здание на 450 мест — самый первый в Москве отдельно стоящий синематограф — спроектировал в 1909 г. архитектор Николай Благовещенский. Финансировал строительство предприниматель Роберт Брокш. В фойе был установлен даже светящийся фонтан.

Популярность кино в Российской Империи быстро росла. Уже через три года после открытия «Синематографа Брокша» владелец понял, что вместимости зала недостаточно, и решил его расширить, прикупив ещё земли на территории бывшей усадьбы Головкиных.

Брокш приглашает авторитетного архитектора Фёдора Шехтеля, который за 10 лет до этого перестраивал в стиле модерн другой «Художественный» — не электротеатр, а Художественный театр, сегодня известный как МХТ им. А. П. Чехова. Перестроенный кинотеатр взял в аренду виднейший российский кинодеятель Александр Ханжонков.

Стилистически «Электро-театр Художественный» (именно так было написано на фасаде) совсем не похож на одноимённый драматический театр. За прошедшие между двумя проектами десять лет стиль модерн вышел из моды, уступив место неоклассицизму — этот стиль Шехтель выбрал и для собственного дома, построенного в 1910 г.

Элегантность зала, оформленного в классическом стиле, сделала бы честь многим театрам. Но расположение мест в нём иное. Экран под углом видно несколько хуже, чем сцену, поэтому вместо огибающих зал ярусов здесь только два совсем маленьких балкончика на боковых стенах и один большой, лишь слегка изогнутый, балкон, где за рядом лож находились дешёвые стоячие места.

Партер и балкон зала могли вместить 925 зрителей — весьма внушительно по тем временам, ведь в самом шикарном петербургском синематографе «Пикадилли», открывшемся в том же 1913 г., насчитывалось 800 мест.

В 2014 г. «Художественный» закрыли на реставрацию. В последующие годы кинотеатр пережил немало опасных приключений, угрожавших самому его существованию. Первый подрядчик обошёлся с историческим наследием вольно, поработал над ним отбойным молотком и был отстранён. Затем за дело взялась интернациональная команда — немецкая Merz Merz, российские Strelka Architects и испанский дизайнер Lazaro Rosa-Violan. Но и после этого были опасения, что здание вместо реставрации просто снесут под корень.

В 2019-м за реставрацию легендарного кинотеатра взялись специалисты нескольких архитектурных бюро (ведущая — архитектурная мастерская «Фаросъ»). Им удалось воссоздать задумки Фёдора Шехтеля, по проекту которого здание перестраивали в 1912–1913 гг.. К весне 2021 г. московские реставраторы восстановили исторический облик здания. Серый со сверкающей слюдой фасад «Художественного» вновь украшают белые колонны, над входом и выходом — барельефы в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, а в нишах под крышей — кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, неспешно везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же красуется надпись «Художественный электро-театръ» — такая же, как во времена Фёдора Шехтеля.

Реставрация влетела в копеечку. Общие инвестиции Сбербанка в реконструкцию кинотеатра «Художественный» составили 2,6 млрд рублей, из них около 200 млн рублей банк инвестировал в кинотехнологии. По мнению ряда экспертов, такие инвестиции вряд ли финансово окупятся. Но как имиджевый и культурный проект кинотеатр «Художественный» имеет большие шансы стать значительным явлением нашей жизни.







Репертуар ближайшей недели:

• 1944.  Свадьба   (СССР, Тбилисская киностудия).
• 1978.  Летучая мышь   (СССР, Ленфильм).
• 1955.  Красивая, но опасная   (Италия, Франция).







1944   |   Свадьба




1944  |  Свадьба



  • Свадьба

    / «Свадьба».   Тбилисская киностудия, 1944.

    • Режиссёр: Исидор Анненский.
    • Автор сценария: Исидор Анненский.
    • Оператор: Юрий Екельчик.
    • Композитор: Валерий Желобинский.

    • В гл. ролях: Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Фаина Раневская, Алексей Грибов.
    • В ролях: Михаил Яншин, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Михаил Пуговкин, Татьяна Пельтцер, Лев Свердлин и др.




    • Эраст Гарин — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених.
    • Зоя Фёдорова — Дашенька, невеста.
    • Алексей Грибов — Кирилл Жигалов, отец невесты.
    • Фаина Раневская — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты.
    • Николай Коновалов — Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов, капитан 2-го ранга (подполковник) в отставке.
    • Михаил Яншин — Андрей Андреевич Нюнин, агент страхового общества.
    • Сергей Блинников — Дмитрий Степанович Мозговой, матрос.
    • Владимир Владиславский — Кондрашкин, доктор.
    • Лев Свердлин — шарманщик.
    • Михаил Пуговкин — гость.
    • Татьяна Пельтцер — жена доктора.



    Фаина Раневская вспоминала: «Вы восхищаетесь «Свадьбой», потому что плохо знаете Чехова! И Анненский тоже не приводит меня в восторг. Ну, повезло человеку — в сорок третьем году в Москве актёров было пруд пруди, все голодные, обносившиеся, согласные на любую работу, по которой в эвакуации истосковались. Ну, смог Исидор собрать такую группу, которая никому и не снилась: Гарин, Яншин, Грибов, Блинников, Мартинсон, Коновалов, Зоя Фёдорова… Наверняка кого-то забыла! Но ведь, если разобраться, использовал он этих звёзд не так чтобы очень, серединка на половинку. Таню Пельтцер вы заметили? А ведь в «Свадьбе» её дебют! Скандальную жену доктора она играет. Доктор — Владиславский — вот забыла ещё одного — его хоть можно разглядеть, а Таню сняли только на общем плане с верхним ракурсом. Попробуй разбери, кто это там истерику закатил? Ну где здесь элементарная забота о дебютанте?! И не начинайте опять твердить о моём режиссёроненавистничестве. А как же иначе можно к ним относиться?

    Анненский вообразил себя гением. А какой, собственно, у него постановочный опыт? Одна удачная короткометражка «Медведь» с Андровской и Жаровым. И всё! Так нет, одной режиссуры теперь ему показалось мало! Он ещё и за сценарий взялся! Большой знаток Чехова!

    Обрадовался: вот пьеса «Свадьба», а вот рассказ о женитьбе. И там жених и папенька, и тут они в наличии. Прекрасно! Склеим, и будет полный метр! Нахально объединил два абсолютно разнородных произведения. Так можно было бы свести воедино гоголевскую Агафью Тихоновну и толстовскую Кити только потому, что обе невесты!

    Анненского совершенно не волновало, что у Чехова жених из рассказа хочет вообще улизнуть от брака, а в пьесе он женится по любви. Папенька в рассказе — отец многочисленного семейства, которому Бог послал одних дочерей, оттого и сбыть с рук каждую из них — великое счастье. А в пьесе папенька выдаёт замуж дочь молодую, глупую, но привлекательную. В фильме всё это соединилось, как холодная вода с маслом.

    Ну кто отгадает, отчего Гарин в начале картины выдаёт себя за беглого каторжника и сумасшедшего, лишь бы не идти под венец, а потом вдруг начинает ревновать свою невесту, устраивает сцены из-за телеграфиста Ятя, который вроде бы ухаживает за его избранницей? И как же этого не заметить!..

    Анненский же просто порхал, как стрекозёл, по поверхности чеховской прозы, ничего не поняв…

    Скажите, где происходит эта самая свадьба? Правильно, в доме отца. Но он ведь не купец, не промышленник, а обычный мещанин. Откуда же тогда взялись на экране эти апартаменты с бельэтажем, эта танцевальная зала, этот будуар, где Верка (вот вам — ещё Марецкую забыла!) поёт голосом оперной Голембы романс с Мартинсоном?!

    В жизни ничего подобного не было. И у Чехова тоже. Он описал совсем другой особняк, известный каждому жителю Таганрога. <...>

    Мне семь лет. Я стою в детской на подоконнике и смотрю в окно дома напротив. Там танцуют, смеются, визжат. Это бал в офицерском собрании. Там чужие, они мне не нравятся, но я смотрю на них с интересом. Через много лет, став актрисой, я получила роль матери невесты в чеховской «Свадьбе». Мне очень помогли мои детские впечатления — воспоминания об офицерских балах.

    Свою "маменьку" я не раз видела живой. В Таганроге, конечно. И не только в нём. Схожести гримом тут не добьёшься. Я напяливала платье, подтягивала нос, надевала парик и шляпку и выходила на съёмочную площадку почти не гримируясь. Всё дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать — это уже потом…

    Большая деревня, как известно, одна — это Москва. Всю натуру мы снимали вблизи Даниловской площади. По Мытной шли троллейбусы, трамваи визжали на кольце, а рядом брела я с гостями мимо деревянных домиков в один-два этажа...

    А вот всю свадьбу мы действительно сняли в единственном павильоне студии в Лиховом переулке.Тоже вам скажу: и в местечке этом, и в зданьице есть что-то нехорошее. Когда переулок назывался Дурным, в нём находилось епархиальное училище. Странно, не правда ли? После революции училище захватили анархисты. В ликовании они переулок нарекли Лиховым. Когда Совдепия прикончила их, здание отдали «Межрабпомфильму». И опять недобрая рука вступила в действие: вдруг, без видимых причин, цветущую студию, делавшую лучшие в стране фильмы, закрыли!

    Во время наших съёмок хозяевами здания стали уже документалисты. По-моему, они, как и анархисты, захватили его самовольно: Москва тогда стояла пустой. Днём они гнали хронику, делали один за другим киножурналы, а мы работали только ночью. Ночь за ночью, не останавливаясь, беспрерывно. Очень торопились: картину приказали сдать к 40-летию со дня смерти Антона Павловича. У нас же и из годовщины смерти могут сделать праздник!

    Сколько пришлось тогда натерпеться! Прохудилась крыша — я гримировалась под зонтиком, холод, костюмерной нет, машины не дождёшься. В пять утра мы с Веркой, не раздеваясь, топали по пустым московским улицам в длиннополых платьях.

    — Фуфа, — просила она, — меньше шаг — я валюсь от усталости!

    Случайные прохожие в ужасе шарахались от нас, а мы упорно шли — она до Триумфальной, я до Кудринской, как две сумасшедшие, сбежавшие из прошлого века».



    Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Дашенька, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов, ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала. Один из близких к дому Жигаловых людей, агент страхового общества Нюнин, обещает доставить на праздник генерала и получает за это 25 рублей.

    И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — пожилой генерал Ревунов-Караулов, родной дядя Нюнина. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Узнав о том, что за визит генерала, оказывается, заплачено 25 рублей, ошеломлённый Ревунов-Караулов покидает празднество. Выпивший жених ссорится с телеграфистом Ятем, приглашённым на торжество, а узнав, что за невесту дают меньше приданого, в ярости рвёт дорогие подушки. Свадьба расстраивается...

    Съёмки картины проходили в Москве, в Лиховом переулке, в двухэтажном старинном здании. Картина была приурочена к 40-летию смерти А. П. Чехова.







1978   |   Летучая мышь




1978  |  Летучая мышь



  • Летучая мышь

    / «Летучая мышь».   Ленфильм, 1978.
    / По одноимённой оперетте Иоганна Штрауса.
    / Один из лучших музыкальных фильмов СССР.

    • Режиссёр: Ян Фрид.
    • Автор сценария: Ян Фрид.
    • Оператор: Анатолий Назаров.
    • Композитор: Иоганн Штраус.

    • В гл. ролях: Юрий Соломин, Людмила Максакова, Виталий Соломин, Лариса Удовиченко.
    • В ролях: Олег Видов, Юрий Васильев, Игорь Дмитриев, Евгений Весник, Сергей Филиппов, Иван Любезнов, Александр Демьяненко и др.




    За всех актёров пели оперные певцы. Подбирали их таким образом, чтобы по тембру их голоса соответствовали голосам актёров. За героя Виталия Соломина пел Александр Мурашко, за героиню Людмилы Максаковой — Лариса Шевченко. Героиня Ларисы Удовиченко поёт голосом Софии Ялышевой, а герой Юрия Соломина — голосом Владимира Барляева.

    Людмила Максакова: «Сам по себе Ленинград, вся эта атмосфера на "Ленфильме", и такие дивные партнёры, как Юрий и Виталий Соломины. Беседка, в которой снимали сцены 2-й серии, была построена на "Ленфильме". Как раз в ней звучали диалоги Розалинды и Генриха... Всё это вспоминается, как золотая страница жизни».

    Виталий Соломин: «Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие — всё это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, — тоже мой круг».




    Вторая половина XIX века, Австро-Венгерская империя. Венский банкир Генрих Айзенштайн за совершённое браконьерство должен сесть в тюрьму, но, рассказывая жене Розалинде об этом происшествии, он утверждает, что якобы к домику лесничего отправился с некой Эммой, женой своего знакомого Шульца. Вовремя появившийся директор местного театра Фальк, поневоле угодив в эту щекотливую ситуацию, вынужден выручать своего легкомысленного приятеля...










1955   |   Красивая, но опасная




1955  |  Красивая, но опасная



  • Красивая, но опасная

    / «Красивая, но опасная». La donna più bella del mondo
    / Италия, Франция, 1955.
    / Музыкальный фильм-мелодрама.

    • Режиссёр: Роберт З. Леонард.
    • Автор сценария: Чезаре Каванья.
    • Оператор: Марио Бава.
    • Композиторы: Ренцо Росселлини, Джакомо Пуччини.

    • В гл. ролях: Джина Лоллобриджида, Витторио Гассман.
    • В ролях: Роберт Алда, Анн Вернон, Тамара Лис, Джино Синимберджи, Нанда Примавера, Нико Пепе и др.

    Вокальные номера исполняют Джина Лоллобриджида и знаменитый итальянский тенор XX века Марио дель Монако.



    Фильм о большой любви Лины Кавальери и русского князя Александра Барятинского (в фильме его имя изменено). О певице, проделавшей долгий путь от певички кабаре до знаменитой оперной примадонны. По мотивам биографии знаменитой итальянской оперной певицы начала XX века Лины Кавальери (1874-1944).

    Первое её выступление состоялось в 1894 г. в небольшом театре в предместье Рима. Затем первый успех в Париже. Лина Кавальери приезжает в Россию и учится у русских вокальных педагогов. Начинаются гастроли по России, по США, выступления с Энрико Карузо.

    Летом 1901 г. Лина Кавальери дебютировала на оперной сцене в роли Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата», в Санкт-Петербурге, в театре «Аквариум», заслужив похвалы Л. В. Собинова. Кавальери выступала в составе французской оперной труппы. В том же сезоне выступила в роли Мими в «Богеме» Пуччини, и в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно.

    В 1901 г. Александр Барятинский заказал в Париже, у итальянского живописца Дж. Больдини портрет Лины Кавальери и просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на ней. Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени: офицер в случае женитьбы на «кафешантанной певице, имеющей незаконнорождённого семилетнего сына» был бы вынужден подать в отставку; кроме того, А В Барятинский принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий и не мог дискредитировать семью подобным браком. Получив высочайший отказ, в  г. князь А. В. Барятинский женился на светлейшей княгине Екатерине Александровне Юрьевской, внебрачной дочери императора Александра II.

    После ухода со сцены Кавальери открыла косметический салон. В 1914 г. начала сниматься в кино: дебютом стала главная роль в кино-версии оперы «Манон Леско».

    Когда началась Вторая мировая война, работала медсестрой. Погибла во время американской бомбардировки в феврале 1944 г., находясь в своём доме в окрестностях Флоренции.