Арт-кинозал

Есенин

Сергей Есенин... Похабник и скандалист… Русский национальный поэт, любимый миллионами. Поэт, воспевший родную Русь и павший жертвой беспощадной пролетарской революции.

Казалось бы, такой канонический образ, сформированный самим Есениным, его творчеством и его жизнью, не подлежит никакому сомнению. Можно до бесконечности спорить об истинных причинах его трагической гибели. Рассуждать о том, кто оказал ключевое влияние на его поэтическое слово. Можно гадать, смог ли бы он выйти на новый творческий взлёт или же вхождение в смертельный штопор было предрешено и неотвратимо.

Да, для Есенина путь к сердцам миллионов открыли Сергей Городецкий, Николай Клюев и Анатолий Мариенгоф. Да, Андрей Белый и Иванов-Разумник были его мудрыми наставниками. Да, он любил слово Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Надсона. Да, главным для него вызовом был Маяковский. «Слово о полку Игореве» знал почти наизусть. Постиг Данте. Читал в оригинале Гейне.

Но ухабистую и тернистую дорогу к поэтическому Олимпу Есенину освещали две путеводные звезды: Пушкин и Блок. Выше них для него не было никого. Блока, как ему виделось, он впитал и превзошёл. Ну, а Пушкин… «Теперь меня тянет всё больше к Пушкину… » (автобиография, октябрь 1925). Пушкин был самым светлым его идеалом.

Путь Есенина — от «Радуницы» до «Чёрного человека» (по сути от Евангелия до Апокалипсиса). От февраля 1916 г., когда в издательстве М. В. Аверьянова (Петроград) увидела свет его первая книга стихов, до января 1926 г., когда в первом номере журнала «Новый мир» (Москва) появилась его последняя поэма. Издательский путь из Петербурга в Москву. Путь длиной ровно в десять лет.

В русской поэзии Сергей Есенин произвёл переворот, сопоставимый разве что с переворотом Василия Сурикова в русской живописи. Монументальные картины драматичной истории русского народа, облечённые в форму иносказательную — былин, сказок и сказаний — причём выполненные чаще в миниатюре («Маленькие поэмы»), напевных, словно предназначенных для передачи из уст в уста. Для странников, паломников, калик перехожих…

Критик и эссеист русской эмиграции в Париже Эммануил Райс: «Лучшие его вещи полны словесной магии… Очарование Есенина — в дебрях простоты, недоступной другим поэтам».




В нашем арт-кинозале будут регулярно представляться романсы, которые можно охарактеризовать непривычным эпитетом — есенинские романсы. Преимущественно на стихи Сергея Есенина, Николая Клюева и Николая Рубцова. Пронзительная сокровенная лирика сквозь призму несказанной Руси.

Есть много различных музыкальных интерпретаций Есенина. Чаще именно песенных интерпретаций. Они стали уже привычными стереотипами. Как с акцентом на традиционный народный вокал, так и с откровенным привкусом городского кабака. Надрывно, ярко, лихо, звонко... Увы, романсовые полутона его лунной поэзии и тончайшие струны русской души на фоне подобного надрыва просто теряются и исчезают. Здесь же мы приоткрываем своего Есенина : тончайшего, ранимого и проникновенного художника, последователя Пушкина, Блока и Левитана.

В чём же непостижимость Есенина? Почему русские люди не просто любят его поэзию, а буквально дышат его стихами, стихами напоёнными нежностью и силой? Ответ парадоксален: разгадка — в молитвенности его души, в небесной музыке его слова, в пророческом даре его ума.

Высокое искусство не может быть без тайны. И, как бы вторя Ахматовой, можно сказать: «Я знаю главные темы Есенина. И главное — его тайнопись».








Кармен-романс   |   С. Есенин.  Моя Родина  —  Руслан Богатырев




Сергей Есенин  |  Моя Родина



  • Моя Родина

    / муз. Ольга Никитина, сл. Сергей Есенин
    / аранж. Олег Князев
    / исп. Руслан Богатырев
    / кармен-композиция: Руслан Богатырев

    / эрмитажный фильм: с. Константиново (Руслан Богатырев, август 2020).

    На мелодию романса «Да будет» Ольги Никитиной. Текст создан авторским методом поэтической инкрустации (Р.Богатырев) из трёх стихотворений Сергея Есенина:

    • Гляну в поле, гляну в небо (15 августа 1917 г.);
    • Наша вера не погасла (1915);
    • На небесном синем блюде (1915).



    МОЯ  РОДИНА

    Гляну в поле, гляну в небо,
    И в полях и в небе рай.
    Снова тонет в копнах хлеба
    Незапаханный мой край.

    Снова в рощах непасёных
    Неизбывные стада,
    И струится с гор зелёных
    Златоструйная вода.



    Наша вера не погасла,
    Святы песни и псалмы.
    Льётся солнечное масло
    На зелёные холмы.

    Верю, родина, и знаю,
    Что легка твоя стопа,
    Не одна ведёт нас к раю
    Богомольная тропа.



    На небесном синем блюде
    Жёлтых туч медовый дым.
    Грезит ночь. Уснули люди.
    Только я тоской томим.

    Облаками перекрещен,
    Сладкий дым вдыхает бор.
    За кольцо небесных трещин
    Тянет пальцы косогор.



    На болоте крячет цапля,
    Чётко хлюпает вода,
    А из туч глядит, как капля,
    Одинокая звезда.

    Я хотел бы в мутном дыме
    Той звездой поджечь леса
    И погинуть вместе с ними,
    Как зарница — в небеса.

Помета «Успенье 1917 г.» Успение Божией Матери отмечается православной церковью 15 (28) августа. Успение — один из наиболее чтимых на Руси праздников. По времени совпадал с окончанием жатвы. В этот день часто устраивались гулянья, с него начинались осенние хороводы, местами с этого дня считалось бабье лето.




Для съёмок удалось в первое лето пандемии выбраться на неделю в Константиново и в один из августовских рассветов, когда там не было ни души, поймать удивительный волшебный свет...

Сами кадры подали идею нового романса. Создал его сразу после возвращения в Москву. Уже в сентябре 2020 г. была готова аранжировка, а вслед за ней и запись в студии.










Эрмитажный романс   |   С. Есенин.  Над окошком месяц  —  Руслан Богатырев




Сергей Есенин  |  Над окошком месяц



  • Над окошком месяц

    / муз. Ян Френкель, сл. Сергей Есенин
    / аранж. Сергей Каминский
    / исп. Руслан Богатырев

    / романс из кинофильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (Мосфильм, 1971)
    / видео: Андрей Чиж, Дубна (2017)


    НАД  ОКОШКОМ  МЕСЯЦ

    Над окошком месяц. Под окошком ветер.
    Облетевший тополь серебрист и светел.
    Дальний плач тальянки, голос одинокий —
    И такой родимый, и такой далекий.

    Плачет и смеется песня лиховая.
    Где ты, моя липа? Липа вековая?
    Я и сам когда-то в праздник спозаранку
    Выходил к любимой, развернув тальянку.

    А теперь я милой ничего не значу.
    Под чужую песню и смеюсь и плачу.

    (август 1925)

    Опубл.: «Бакинский рабочий», 1925, № 199 (2 сентября); «Красная новь», 1925, № 8 (октябрь).








<

Кармен-романс   |   С. Есенин.  Капли жемчужные  —  Руслан Богатырев




Сергей Есенин  |  Капли жемчужные



  • Капли жемчужные

    / муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин (1912)
    / аранж. Олег Князев
    / исп. Руслан Богатырев

    / кармен-фильм: на основе кадров фильма «Мещерские» (Мосфильм, 1995).
    / в гл. ролях: Денис Карасев и Анастасия Немоляева.
    / фильм «Мещерские» снят по мотивам трёх рассказов И. А. Бунина: «Натали» (1941), «Таня» (1940) и «В Париже» (1940).

    Единственный романс Евгения Крылатова на стихи Сергея Есенина. Стихи написаны в 1912 г., когда Есенину едва исполнилось 17 лет. Текст его приведён в письме Сергея Есенина своему лучшему другу — Григорию Панфилову (18 августа 1912 г.).



    ≡≡≡ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН — Г. А. ПАНФИЛОВУ

    До 18 августа 1912 г., Москва


    Дорогой Гриша!

    Письмо я твоё получил. Мне переслали его из дома. Я вижу, тебе живётся не лучше моего. Ты тоже страдаешь духом, не к кому тебе приютиться и не с кем разделить наплывшие чувства души; глядишь на жизнь и думаешь: живёшь или нет? Уж очень она протекает-то слишком однообразно, и что новый день, то положение становится невыносимее, потому что всё старое становится противным, жаждешь нового, лучшего, чистого, а это старое-то слишком пошло. Ну ты подумай, как я живу, я сам себя даже не чувствую. «Живу ли я, или жил ли я?» — такие задаю себе вопросы, после недолгого пробуждения. Я сам не могу придумать, почему это сложилась такая жизнь, именно такая, чтобы жить и не чувство<ва>ть себя, т<о> е<сть> своей души и силы, как животное. Я употреблю все меры, чтобы проснуться. Так жить — спать и после сна на мгновение сознаваться, слишком скверно. Я тоже не читаю, не пишу пока, но думаю.

    А я всё-таки встречал тургеневских типов.

    Слушай!

    (Я сейчас в Москве.) Перед моим отъездом недели за две — за три у нас был праздник престольний, к священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашен и я. Там я встретился с Сардановской Анной (которой я посвятил стих<отворение> «Зачем зовёшь т. р. м.»). Она познакомила меня с своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трёх дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Двор<янское> гн<ездо>») по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной.

    Здоровье моё после 20 лучше. Курить я уже бросил.

    Я недавно написал «Капли». Клеменов воскрес, но скоро умрёт опять.



    Москв<а>. Щипок. Магаз<ин> Крылова. Ал<ександру> Никит<овичу> Ясен<ину>, и для меня. Любящ<ий> т<ебя> Ес<енин> С.





    КАПЛИ  ЖЕМЧУЖНЫЕ

    Капли жемчужные, капли прекрасные,
    Как хороши вы в лучах золотых,
    И как печальны вы, капли ненастные,
    Осенью чёрной на окнах сырых.

    Люди, весёлые в жизни забвения,
    Как велики вы в глазах у других
    И как вы жалки во мраке падения,
    Нет утешенья вам в мире живых.



    Капли осенние, сколько наводите
    На душу грусти вы чувства тяжёлого.
    Тихо скользите по стеклам и бродите,
    Точно как ищете что-то весёлого.

    Люди несчастные, жизнью убитые,
    С болью в душе вы свой век доживаете.
    Милое прошлое, вам не забытое,
    Часто назад вы его призываете.



    Капли жемчужные, капли прекрасные,
    Как хороши вы в лучах золотых,
    И как печальны вы, капли ненастные,
    Осенью чёрной на окнах сырых.