
Арт-кинозал
Есенин
Сергей Есенин... Похабник и скандалист… Русский национальный поэт, любимый миллионами. Поэт, воспевший родную Русь и павший жертвой беспощадной пролетарской революции.
Казалось бы, такой канонический образ, сформированный самим Есениным, его творчеством и его жизнью, не подлежит никакому сомнению. Можно до бесконечности спорить об истинных причинах его трагической гибели. Рассуждать о том, кто оказал ключевое влияние на его поэтическое слово. Можно гадать, смог ли бы он выйти на новый творческий взлёт или же вхождение в смертельный штопор было предрешено и неотвратимо.
Да, для Есенина путь к сердцам миллионов открыли Сергей Городецкий, Николай Клюев и Анатолий Мариенгоф. Да, Андрей Белый и Иванов-Разумник были его мудрыми наставниками. Да, он любил слово Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Надсона. Да, главным для него вызовом был Маяковский. «Слово о полку Игореве» знал почти наизусть. Постиг Данте. Читал в оригинале Гейне.
Но ухабистую и тернистую дорогу к поэтическому Олимпу Есенину освещали две путеводные звезды: Пушкин и Блок. Выше них для него не было никого. Блока, как ему виделось, он впитал и превзошёл. Ну, а Пушкин… «Теперь меня тянет всё больше к Пушкину… » (автобиография, октябрь 1925). Пушкин был самым светлым его идеалом.
Путь Есенина — от «Радуницы» до «Чёрного человека» (по сути от Евангелия до Апокалипсиса). От февраля 1916 г., когда в издательстве М. В. Аверьянова (Петроград) увидела свет его первая книга стихов, до января 1926 г., когда в первом номере журнала «Новый мир» (Москва) появилась его последняя поэма. Издательский путь из Петербурга в Москву. Путь длиной ровно в десять лет.
В русской поэзии Сергей Есенин произвёл переворот, сопоставимый разве что с переворотом Василия Сурикова в русской живописи. Монументальные картины драматичной истории русского народа, облечённые в форму иносказательную — былин, сказок и сказаний — причём выполненные чаще в миниатюре («Маленькие поэмы»), напевных, словно предназначенных для передачи из уст в уста. Для странников, паломников, калик перехожих…
Критик и эссеист русской эмиграции в Париже Эммануил Райс: «Лучшие его вещи полны словесной магии… Очарование Есенина — в дебрях простоты, недоступной другим поэтам».

В нашем арт-кинозале будут регулярно представляться романсы, которые можно охарактеризовать непривычным эпитетом — есенинские романсы. Преимущественно на стихи Сергея Есенина, Николая Клюева и Николая Рубцова. Пронзительная сокровенная лирика сквозь призму несказанной Руси.
Есть много различных музыкальных интерпретаций Есенина. Чаще именно песенных интерпретаций. Они стали уже привычными стереотипами. Как с акцентом на традиционный народный вокал, так и с откровенным привкусом городского кабака. Надрывно, ярко, лихо, звонко... Увы, романсовые полутона его лунной поэзии и тончайшие струны русской души на фоне подобного надрыва просто теряются и исчезают. Здесь же мы приоткрываем своего Есенина : тончайшего, ранимого и проникновенного художника, последователя Пушкина, Блока и Левитана.
В чём же непостижимость Есенина? Почему русские люди не просто любят его поэзию, а буквально дышат его стихами, стихами напоёнными нежностью и силой? Ответ парадоксален: разгадка — в молитвенности его души, в небесной музыке его слова, в пророческом даре его ума.
Высокое искусство не может быть без тайны. И, как бы вторя Ахматовой, можно сказать: «Я знаю главные темы Есенина. И главное — его тайнопись».
Кармен-романс | С. Есенин. Моя Родина — Руслан Богатырев

Сергей Есенин | Моя Родина
- Моя Родина
/ муз. Ольга Никитина, сл. Сергей Есенин
/ аранж. Олег Князев
/ исп. Руслан Богатырев
/ кармен-композиция: Руслан Богатырев
/ эрмитажный фильм: с. Константиново (Руслан Богатырев, август 2020).
На мелодию романса «Да будет» Ольги Никитиной. Текст создан авторским методом поэтической инкрустации (Р.Богатырев) из трёх стихотворений Сергея Есенина:
• Гляну в поле, гляну в небо (15 августа 1917 г.);
• Наша вера не погасла (1915);
• На небесном синем блюде (1915).
МОЯ РОДИНА
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.
Наша вера не погасла,
Святы песни и псалмы.
Льётся солнечное масло
На зелёные холмы.
Верю, родина, и знаю,
Что легка твоя стопа,
Не одна ведёт нас к раю
Богомольная тропа.
На небесном синем блюде
Жёлтых туч медовый дым.
Грезит ночь. Уснули люди.
Только я тоской томим.
Облаками перекрещен,
Сладкий дым вдыхает бор.
За кольцо небесных трещин
Тянет пальцы косогор.
На болоте крячет цапля,
Чётко хлюпает вода,
А из туч глядит, как капля,
Одинокая звезда.
Я хотел бы в мутном дыме
Той звездой поджечь леса
И погинуть вместе с ними,
Как зарница — в небеса.
Помета «Успенье 1917 г.» Успение Божией Матери отмечается православной церковью 15 (28) августа. Успение — один из наиболее чтимых на Руси праздников. По времени совпадал с окончанием жатвы. В этот день часто устраивались гулянья, с него начинались осенние хороводы, местами с этого дня считалось бабье лето.
Для съёмок удалось в первое лето пандемии выбраться на неделю в Константиново и в один из августовских рассветов, когда там не было ни души, поймать удивительный волшебный свет...
Сами кадры подали идею нового романса. Создал его сразу после возвращения в Москву. Уже в сентябре 2020 г. была готова аранжировка, а вслед за ней и запись в студии.
Эрмитажный романс | С. Есенин. Над окошком месяц — Руслан Богатырев

Сергей Есенин | Над окошком месяц
- Над окошком месяц
/ муз. Ян Френкель, сл. Сергей Есенин
/ аранж. Сергей Каминский
/ исп. Руслан Богатырев
/ романс из кинофильма «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (Мосфильм, 1971)
/ видео: Андрей Чиж, Дубна (2017)
НАД ОКОШКОМ МЕСЯЦ
(август 1925)
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Опубл.: «Бакинский рабочий», 1925, № 199 (2 сентября); «Красная новь», 1925, № 8 (октябрь).
Кармен-романс | С. Есенин. Капли жемчужные — Руслан Богатырев

Сергей Есенин | Капли жемчужные
- Капли жемчужные
/ муз. Евгений Крылатов, сл. Сергей Есенин (1912)
/ аранж. Олег Князев
/ исп. Руслан Богатырев
/ кармен-фильм: на основе кадров фильма «Мещерские» (Мосфильм, 1995).
/ в гл. ролях: Денис Карасев и Анастасия Немоляева.
/ фильм «Мещерские» снят по мотивам трёх рассказов И. А. Бунина: «Натали» (1941), «Таня» (1940) и «В Париже» (1940).Единственный романс Евгения Крылатова на стихи Сергея Есенина. Стихи написаны в 1912 г., когда Есенину едва исполнилось 17 лет. Текст его приведён в письме Сергея Есенина своему лучшему другу — Григорию Панфилову (18 августа 1912 г.).
≡≡≡ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН — Г. А. ПАНФИЛОВУ
До 18 августа 1912 г., Москва
Дорогой Гриша!
Письмо я твоё получил. Мне переслали его из дома. Я вижу, тебе живётся не лучше моего. Ты тоже страдаешь духом, не к кому тебе приютиться и не с кем разделить наплывшие чувства души; глядишь на жизнь и думаешь: живёшь или нет? Уж очень она протекает-то слишком однообразно, и что новый день, то положение становится невыносимее, потому что всё старое становится противным, жаждешь нового, лучшего, чистого, а это старое-то слишком пошло. Ну ты подумай, как я живу, я сам себя даже не чувствую. «Живу ли я, или жил ли я?» — такие задаю себе вопросы, после недолгого пробуждения. Я сам не могу придумать, почему это сложилась такая жизнь, именно такая, чтобы жить и не чувство<ва>ть себя, т<о> е<сть> своей души и силы, как животное. Я употреблю все меры, чтобы проснуться. Так жить — спать и после сна на мгновение сознаваться, слишком скверно. Я тоже не читаю, не пишу пока, но думаю.
А я всё-таки встречал тургеневских типов.
Слушай!
(Я сейчас в Москве.) Перед моим отъездом недели за две — за три у нас был праздник престольний, к священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашен и я. Там я встретился с Сардановской Анной (которой я посвятил стих<отворение> «Зачем зовёшь т. р. м.»). Она познакомила меня с своей подругой (Марией Бальзамовой). Встреча эта на меня также подействовала, потому что после трёх дней она уехала и в последний вечер в саду просила меня быть её другом. Я согласился. Эта девушка тургеневская Лиза («Двор<янское> гн<ездо>») по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной.
Здоровье моё после 20 лучше. Курить я уже бросил.
Я недавно написал «Капли». Клеменов воскрес, но скоро умрёт опять.
Москв<а>. Щипок. Магаз<ин> Крылова. Ал<ександру> Никит<овичу> Ясен<ину>, и для меня. Любящ<ий> т<ебя> Ес<енин> С.
КАПЛИ ЖЕМЧУЖНЫЕ
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью чёрной на окнах сырых.
Люди, весёлые в жизни забвения,
Как велики вы в глазах у других
И как вы жалки во мраке падения,
Нет утешенья вам в мире живых.
Капли осенние, сколько наводите
На душу грусти вы чувства тяжёлого.
Тихо скользите по стеклам и бродите,
Точно как ищете что-то весёлого.
Люди несчастные, жизнью убитые,
С болью в душе вы свой век доживаете.
Милое прошлое, вам не забытое,
Часто назад вы его призываете.
Капли жемчужные, капли прекрасные,
Как хороши вы в лучах золотых,
И как печальны вы, капли ненастные,
Осенью чёрной на окнах сырых.