Арт-лекторий

Palladio / Палладио

Андреа Палладио (Andrea Palladio 1508-1580 ).   Выдающийся итальянский архитектор венецианской школы позднего Возрождения. Его творческое наследие, построенное на переосмыслении античных традиций, было положено в основу не только европейского классицизма, но и русского палладианства — придворной архитектуры золотого века русского дворянства (конец XVIII в. — начало XIX в.). Великосветский Петербург, Царское Село, Павловск, а вслед за ними и купеческая Москва были буквально влюблены в лаконичность, грациозность и прелесть линий и пропорций зодчества Палладио. Его прямыми последователями в Российской Империи были Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Спустя столетие возврат к Палладио произошёл и в советской архитектуре.

Жемчужиной творений Андреа Палладио стала вилла Ротонда (Villa Almerico Capra La Rotonda), расположенная на холме неподалёку от Виченцы (Италия). Она была построена Палладио по заказу графа Паоло Альмерико, весьма влиятельного и состоятельного каноника Римского престола. Это потрясающее эрмитажное сооружение с выверенными пропорциями и купольной архитектурой с портиками в традициях храмов Древнего Рима не только идеально вписывается в природный ландшафт, но и сами интерьеры его создают абсолютную музыкальную и эстетическую гармонию с внешним миром. Интерьеры просто поражают своим великолепием. Росписи Ансельмо Канера, Алессандро и Джованни Баттиста Маганца, Людовико Дорини, скульптуры Лоренцо Рубини и Джамбаттисты Альбанезе, лепнины и камины Агостино Рубини, Оттавио Ридольфи, Фонтана и Алессандро Витториа — всё это формирует особую неповторимую атмосферу изысканного светского храма.





Палладио   |   Власть архитектуры




В нашем арт-лектории в еженедельном режиме будут представляться лучшие экскурсии и лекции по культурному наследию Российской Империи и русской культуре Золотого и Серебряного веков.

Совместно с коллегами из арт-журнала «Пантеон» и Комитета национального наследия мы будем тщательно отбирать наиболее интересные и познавательные сюжеты, имеющие непосредственное отношение к эпохам зарождения и становления русского романса (XVIII-XX вв.)

Русский романс зарождался в атмосфере дворянских балов, придворных ассамблей и камерных концертов в великосветских салонах Петербурга и Москвы. В нём с самого начала присутствовали две составляющие: танцевальность и эрмитажность.

Понятие эрмитажности искусства — одно из ключевых в концепции театра Carmen Arte. Именно сочетание природы, классики и уединённого созерцания и формирует понятие эрмитажности.

В основе придворной садово-парковой гармонии человека и природы лежали философия и поэзия. Размышление и созерцание. В эпоху Возрождения добавилась и другая составляющая европейского садового искусства: музыка, танцы, игры.

Если говорить о Российской Империи, то основной тон задавали императорские парки и сады: в Петергофе (Нижний парк, Верхний парк, Парк Александрия), в Царском Селе (Екатерининский парк, Александровский парк), в Павловске, в Петербурге (Летний сад, Михайловский сад, Юсуповский сад).

Для парков и садов стали писать особую музыку. Жан-Батист Люлли, придворный композитор Людовика XIV, определил версальский стиль в музыке. Другой яркий пример — Моцарт. Король вальсов Иоганн Штраус был дирижёром придворных балов в Вене и выступал на открытом воздухе как в Шёнбрунне (летней садово-парковой резиденции австрийских императоров), так и в Павловске. Знаменитые музыкальные салоны в Павловске и Царском Селе очевидно стимулировали развитие русских духовых оркестров и русских вальсов.

В наши дни эти традиции изысканной танцевальной классической музыки продолжают ежегодные новогодние концерты в Вене (Венский филармонический оркестр, Золотой зал здания Венского музыкального общества) и Венеции (Театр La Fenice).

Эрмитаж в России воспринимался не только как место уединения, но и как особый центр эстетики. Придворной эстетики. Вот почему мы в нашем кинолектории будем уделять внимание этим аспектам русской культуры.








Беседы о поэте   |   Николай Гумилев




Беседы о поэте  |  Николай Гумилев



/ Комитет национального наследия, 2025.
/ Институт социально-экономических и политических исследований, 2013.

Александр Владимирович Леденев (род. 1957) — доктор филологических наук, МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса.













Балет   |   Николай Цискаридзе.  Русский балет как национальный бренд




Балет  |  Николай Цискаридзе. Русский балет как национальный бренд



/ Комитет национального наследия, 2025.
/ Дипломат.RU, 2022.

Николай Цискаридзе: «История русского балета, а балет, на самом деле, классический, тот, который существует сегодня в мире, которым все так сильно хвастаются, любят и т. д., он конечно есть только русский. Это продукт Российской Империи. Да, в его создании принимало участие огромное количество людей разных национальностей, но всё это было под брендом русского театра. Так бы, наверное, и осталось, если бы не революция… Большая часть народа уехала во время ревоюции, а потом уже конечно после 1990-х годов мы весь мир научили до такого состояния всему, что теперь не знаем, зачем мы им нужны. Я не могу вам сказать, хорошо это или плохо, просто мне всегда как представителю русского балета было обидно, когда принижались наши заслуги…

На всём западном есть лейбл. И если мы хотим это исполнить или если мы хотим этому научиться, мы обязательно должны пригласить специалиста с той или с другой страны, заплатить большие деньги… Всё, что касается русского, к сожалению… Я много раз это говорил, что если бы когда-то умные люди запатентовали все наши спектакли, это отдельная нефтяная и газовая труба. Потому что это колоссальные деньги. А весь мир пользуется бесплатно… Ну и плюс ещё в последнее десятилетие нас стали учить «как надо»… Нашему же… »










Третьяковка   |   Дягилев и всемирная слава Русского балета



Третьяковка  |  Дягилев и всемирная слава Русского балета



/ Комитет национального наследия, 2025.
/ Государственная Третьяковская галерея, 2022.

Приглашаем вас присоединиться к прогулке по выставке «Дягилев. Генеральная репетиция» в компании генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, художника по театральным костюмам Игоря Чапурина и премьера Большого театра Дениса Родькина.

Вы увидите уникальное собрание дягилевских «артефактов» — коллекцию оригинальных костюмов к постановкам «Русских сезонов», эскизы костюмов и декораций в исполнении Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Головина, Николая Рериха, Льва Бакста, Анри Матисса. Узнаете истории успеха и преодоления, познакомитесь с методом и принципами Сергея Дягилева, сделавшими его личность и его балет известными на весь мир.


Игорь Чапурин — дизайнер, заслуженный художник России, основатель и арт-директор бренда CHAPURIN с 1998 г. Под маркой CHAPURIN производятся линии pret-a-porter и haute couture, аксессуары и предметы декора. Игорь Чапурин сотрудничает с музыкальными и драматическими театрами, создаёт костюмы для постановок Большого театра, Новой оперы, Театра танца Анжелена Прельжокажа (Франция).

Денис Родькин — российский артист балета. Окончил Московскую государственную академию хореографии, после поступил в балетную труппу Большого театра в класс Николая Цискаридзе. В настоящее время является премьером балетной труппы и репетирует под руководством Александра Ветрова. На его счету главные партии важнейших спектаклей из репертуара Большого театра, среди которых Базиль в «Дон Кихоте», Конрад в «Корсаре», Солор в «Баядерке», принц Дезире в «Спящей красавице», Хозе в «Кармен-сюите», Вронский в «Анне Карениной» и другие. Отмечен выдающимся хореографом Юрием Григоровичем в таких постановках как «Легенда о любви», «Иван Грозный», «Спартак». Лауреат премии Benois de la danse за партию в балете «Баядерка». Итальянский журнал Danza & Danza признал Дениса лучшим танцором года. Также он удостоен премии Президента России. Принимал участие в Церемонии закрытия Олимпийских Игр в Сочи, где воплотил образ Бога танца — Вацлава Нижинского. Спектакли с участием Дениса Родькина транслировались в кинотеатрах мира, в рамках программы «Большой балет в кино».